HeliRussia-2019: внутри вертолетов и вокруг них
С 16 по 18 мая 2019 года в МВЦ «Крокус Экспо» прошла XII Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2019. Выставку проводит Минпромторг России, и каждый год здесь можно увидеть и оценить всю палитру достижений отрасли: летательные аппараты, комплектующие, оборудование, софт, новые материалы и технологии. Если при этом принять во внимание разнообразную и плотную деловую программу мероприятия, становится понятно, почему HeliRussia представляет собой главное событие отрасли, собирающее на одной площадке ведущих производителей, эксплуатантов вертолетной техники и отраслевых экспертов.
О том, что показывали на выставке HeliRussia российские производители, что обсуждалось в рамках деловой программы и чем развлекали «рядовых» посетителей, рассказывает портал profiok.com.
Первым делом — вертолеты
Как и полагается на вертолетной выставке, основной фокус HeliRussia был направлен на вертолеты. Их было выставлено около двух десятков — как российского, так и зарубежного производства.
В сегменте многоцелевых вертолетов российские производители предлагают сразу две модели: Ка-226Т, который Россия делает совместно с Индией, и «Ансат», который по праву считается одним из наиболее перспективных отечественных машин.
Компания «Русские вертолетные системы» (РВС) показала «Ансат» в противопожарной версии: машина оснащена внешней подвеской и комплексом Simplex Fire Attack. Есть у «Ансата» и медицинская модификация. Благодаря модулю, содержащему реанимационное оборудование, включая дефибриллятор, и специальный кювез для транспортировки новорожденных, этот вертолет превращается в летающий реанимобиль. Такая машина незаменима в труднодоступных районах.
Напомним, что «Ансаты» созданы в проектно-конструкторском бюро Казанского вертолетного завода (входит в холдинг «Вертолеты России»). Он может перевозить людей (до 8 человек), грузы, а также выполнять специальные задачи при температуре от -45 до +50 градусов Цельсия и на высоте до 3,5 тысяч метров.
В ходе HeliRussia-2019 было подписано соглашение на поставку в 2021 году семи «Ансатов» якутской авиакомпании «Полярные авиалинии». Кроме того, РВС подписала меморандум с компанией Sharp Aviation. Согласно документу, предполагается предоставить четыре «Ансата» для тушения пожаров в Южной Корее.
Заметной новинкой на HeliRussia-2019 стал сверхлегкий соосный вертолет R-34, разработанный в ОКБ «Ротор» (Кумертау) по заказу московской компании «Аэроэлектромаш». Разработчики утверждают, что на сегодня эта машина может составить достойную конкуренцию американскому Robinson: во-первых, наша машина в несколько раз дешевле, во-вторых — не уступает заокеанскому аналогу по компактности, бесшумности и экономичности. Вертолет весит всего 280 кг. При этом он готов брать на борт двух-трех человек и преодолевать расстояние до 600 км. Первые образцы летают на бензиновом двигателе, но в плане разработчиков перейти на электрическую тягу. Кроме того, разработчики намерены создать беспилотный вариант машины.
Сейчас вертолет проходит летные испытания. Создатели рассчитывают, что к машине проявят интерес силовые структуры, МЧС, а также газовики и нефтяники, которым R-34 может пригодиться для патрулирования объектов инфраструктуры.
Холдинг «Вертолеты России» подробно рассказал о предстоящей модернизации многоцелевых вертолетов Ка-32. Прежде всего, он будет оснащен новым двигателем ВК-2500ПС-02, который представила Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). В новой версии двигателя используется система типа FADEC БАРК-6В-7С, обеспечивающая цифровое управление и контроль с обратной связью. Благодаря применению этой системы существенно повышаются эксплуатационные характеристики вертолета, в том числе растет надежность при транспортировке грузов на внешней подвеске.
Помимо двигателей ВК-2500ПС-02, в результате модернизации Ка-32 получит новое бортовое радиоэлектронное оборудование, современную систему пожаротушения с десятками опций, включая водяной бак СП-32 с цифровым управлением, а также «стеклянную» кабину, существенно улучшающую обзор.
Напомним, что Ка-32 используется для поисково-спасательных и высотно-монтажных работ, пожаротушения, транспортировки грузов, эвакуации больных и пострадавших, а также патрулирования и поддержки операций спецслужб. Машина успешно эксплуатируется не только в России, но и в целом ряде других стран — например, в Испании, Португалии, Швейцарии, Канаде, Китае и Южной Корее. Модернизацию Ка-32 будет проводить Вертолетная сервисная компания.
Что касается военных машин, то, по словам генерального директора компании Александра Михеева, на мировом рынке растет спрос на ударные вертолеты. В этом сегменте Россия может предложить зарубежным партнерам, с одной стороны, современные, а с другой, прошедшие испытания боем «Аллигаторы» Ка-52 и «Ночные охотники» Ми-28НЭ.
По мнению представителей Рособоронэкспорта, высоким экспортным потенциалом обладают и военно-транспортные вертолеты Ми-35П, Ми-35М, Ми-17В-5, Ми-171Ш, Ми-26Т2, подтвердившие свои качества в ходе ряда антитеррористических операций. Эти машины могут работать в районах с большим перепадом температур и высот, а также в тропиках и при наличии в воздухе большого количества пыли.
Среди представленных на HeliRussia вертолетов обратил на себя внимание Leonardo AW139, который выпускает российско-итальянское совместное предприятие. Это восьмиместная машина VIP-класса, обладающая, как заявляют производители, исключительными параметрами комфорта и безопасности. Арендовать вертолет для чартера можно через компанию Aviatis, в парке которой есть три таких вертолета.
Американская компания Bell тоже показала вертолет в VIP-варианте: это и Bell 505 Jet Ranger X. Несмотря на санкции, американцы не собираются терять российский рынок: недавно Bell локализовала производство 407JX в нашей стране на Уральском заводе гражданской авиации.
Беспилотники: будущее, которое наступило
Беспилотные летательные аппараты присутствуют на HeliRussia, конечно же, не в первый раз. В этом году в рамках деловой программы даже прошла целая конференция по беспилотной авиации. Становится очевидно, что интерес к беспилотникам — это не дань моде, а требование времени. Беспилотники становятся полноправными участниками рынка летательных аппаратов. А поскольку этот рынок новый, российские разработчики вполне могут его завоевать без необходимости кого-то догонять и перегонять.
Участники Международного фестиваля детского и молодежного научно-технического творчества «От винта» продемонстрировали на выставке квадрокоптер, который может установить мировой рекорд по продолжительности полета. Авторы разработки — руководители группы компаний «Съемка с воздуха» Вячеслав Барбасов и Владимир Тихонов. Представленная ими машина с гибридным двигателем может работать на 92-м бензине до пяти часов. На борту квадрокоптера установлен ночной аэрофотоаппарат, который может производить съемку в условиях полной темноты на расстоянии до 150 метров. Проект заинтересовал экспертов из «Вертолетов России» и Рособоронэкспорта.
Невозможно было пройти мимо проекта воздушного беспилотного такси Bartini, который представила компания McFly.аero. Это тоже российская разработка: прототип беспилотника собирается в МИСиС на базе инжинирингового центра «Кинетика». Это электрическое беспилотное воздушное такси Bartini, то есть аппарат с вертикальным взлетом, функционирующий на базе электроэнергии. Разработчики утверждают, что аккумулятора будет хватать как минимум на полчаса полета, при этом аппарат сможет развивать скорость до 300 километров в час. Иными словами, на этом такси можно будет преодолевать расстояния до 150 км.
В продолжение «беспилотной темы» организаторы HeliRussia провели соревнования по дрон-рейсингу, собрав целую толпу болельщиков среди гостей выставки. Участникам соревнований нужно было при помощи специальных очков и шлема заставить миниатюрный беспилотник максимально быстро пройти специально подготовленную трассу.
Что у них внутри?
Наверное, не стоит объяснять, что характеристики конечного изделия — вертолета — напрямую связаны с качеством материалов, из которых он сделан, с параметрами его комплектующих, с возможностями бортовой электроники, силовых установок, а также различного оборудования, приборов и систем. На стенде «Ростеха» было представлено более сотни образцов такой продукции.
Так, холдинг «Швабе» показал различные системы и комплексы для проведения обзорно-поисковых работ, лазерную курсоглиссадную систему посадки, с помощью которой на аэродроме можно визуализировать курс воздушных судов ночью и в сумерках, а также различные приборы для обнаружения и сопровождения наземных, надводных и воздушных целей.
Холдинг «Росэлектроника» продемонстрировал современное бортовое радиоэлектронное оборудование — например, прибор, который может самостоятельно рассчитывать скорость, высоту и угол сноса, позволяющий вертолету ориентироваться даже в условиях отсутствия спутниковой связи. Устройство создано КБ «Луч» и может быть установлено на любой гражданский вертолет. Важно, что цена устройства вдвое ниже, чем у зарубежных аналогов.
Тульский завод «Октава» показал на выставке линейку телефонно-микрофонных гарнитур для работы с бортовой аппаратурой, концерн КРЭТ — ядро пилотажно-навигационных комплексов для средних беспилотных вертолетов. Отметим, что важно не только эффективно управлять «своими» беспилотниками, но и вовремя обнаруживать «чужие» — хотя бы в целях обеспечения безопасности движения в воздушном пространстве. Так что по соседству с оснащением для беспилотников были представлены разработки для обнаружения подобных аппаратов. НПП «Цифровые радиотехнические системы» и Институт авиационного приборостроения «Навигатор» показали на выставке комплекс бортовой и наземной аппаратуры автоматического зависимого наблюдения АЗН-В, а также систему наблюдения за воздушной обстановкой.
Свои разработки в сфере турбовальных вертолетных двигателей и систем управления для них представила Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). Помимо упомянутого выше ВК-2500ПС, гости выставки могли увидеть двигатели ТВ7-117В (для вертолета Ми-38), ВК-2500ПС-03 (для вертолета Ми-171А2), ВК-2500ПС-02 (для Ка-32), а также цифровую электронную систему управления и контроля БАРК-6В (для ТВ7-117В) и насос-регулятор НР-2500 для ВК-2500ПС.
Сервис как продукт
Относительно новый тренд для российских производителей — ориентация на послепродажное обслуживание своей продукции. В рамках деловой программы выставки представители Вертолетной сервисной компании рассказали о новой стратегии развития послепродажного обслуживания российской вертолетной техники. Заказчикам будут предлагать пакетные решения, включающие в себя доступ к пулу запчастей, техподдержку, техобслуживание, ремонт и доступ к эксплуатационной документации. Кроме того, для сопровождения техники холдинга «Вертолеты России» был создан специальный центр клиентской поддержки, который круглосуточно доступен для клиентов. Добавим, что теперь для ремонта вертолет не обязательно будет доставлять на заводы, находящиеся в собственности Вертолетной сервисной компании: к ним направят выездные бригады. Помимо этого, будет развернута сеть авторизованных сервисных центров за рубежом.
Еще один важный проект — дистанционная система обучения для инженеров и техников. Благодаря LMS (Learning Management System) можно будет готовить специалистов в онлайн-режиме — правда, для получения сертификата все равно нужно будет пройти практику в учебном центре «Вертолетов России».
Подобный инфраструктурный подход демонстрирует и Рособоронэкспорт: он предлагает заказчикам не только партии техники, но и строительство учебных и сервисных центров.
С прицелом на перспективу
В нашем материале речь идет, в основном, о российских разработках, поэтому напомним, что выставка HeliRussia — международная. В этом году в ней приняли участие около 250 компаний из 19 стран, включая США, Францию, Великобританию, Германию, Италию, Швецию. Российским разработчикам важно находиться в общемировом контексте, чтобы их продукция была конкурентоспособна и востребована не только на внутреннем рынке.
Важнейшей составляющей выставки стала деловая программа, в рамках которой прошли конференции и дискуссии, посвященные бортовому оборудованию, реалиям и перспективам рынка вертолетов, совершенствованию регламентов техобслуживания вертолетной техники, а также финансовым инструментам, которые могут способствовать развитию отрасли.
Широта спектра мероприятий и количество охваченных компаний делает выставку HeliRussia одним из самых авторитетных отраслевых мероприятий.
На наш взгляд, одна из важных особенностей выставки — ориентация не только на специалистов, но и на «обычных» гостей, прежде всего — на подрастающее поколение. Помимо молодежного конкурса «От винта», о котором говорилось выше, в рамках выставки проходили и другие мероприятия, направленные на профориентацию детей и юношества и на привлечение в отрасль талантливой молодежи. К примеру, в ходе HeliRussia были подведены итоги конкурса детского рисунка «Волшебный вертолет». Для старшеклассников была организована презентация, посвященная кафедре проектирования вертолетов в МАИ. И нельзя исключить, что посещение выставки HeliRussia-2019 помогло кому-то окончательно определиться с выбором будущей профессии.
Источник: ЦЭРС