Росавиация временно приостанавливает организованные поиски вертолета Robinson R66, потерпевшего катастрофу над Телецким озером (Республика Алтай).
Росавиация временно приостанавливает организованные поиски вертолета Robinson R66, потерпевшего катастрофу над Телецким озером (Республика Алтай).
Организованные поисковые работы приостанавливаются в связи с крайне сложными погодными условиями в районе Телецкого озера.
Для проведения поисково-спасательной операции было привлечено 5 воздушных судов, 36 единиц наземной техники, 7 единиц плавсредств и 152 человека. Авиационной группировкой было выполнено 49 полетов, налет составил более 66 часов.
Наземными поисково-спасательными группами было обследовано около 10,5 км. береговой линии; обследована территория 182 кв.км. Маломерными судами обследовано 24 км. акватории озера вдоль береговой линии; водолазами обследовано более 10 тысяч кв.м. на глубине до 30 м. Всего глубоководными аппаратами обследовано 8 кв.км. на глубине до 260 метров, гидролокатором бокового обзора и гидролокационным комплексом обследовано почти 10 тыс. кв.м.
В результате поисковых работ были обнаружены мелкие фрагменты вертолета (фрагменты обшивки, кресел, части лопасти винта, чехлы винта и двигателя), а также тело погибшей пассажирки. Командир вертолета и три пассажира не найдены.
Особенностью района поиска являются крайне сложные погодные условия (сильный ветер и волнение озера), большие глубины (до 330 метров) и сложный рельеф заиленного дна.
В связи с прекращение организованных поисков экипажам воздушных судов гражданской авиации, выполняющим авиационные работы и воздушные перевозки в районе бедствия, рекомендовано осуществлять визуальное наблюдение с целью определения возможного места катастрофы.
Обстоятельства полета и выявленные нарушения
12 февраля 2017 года при выполнении полета над акваторией озера Телецкое, находящегося в Турочакском района Республики Алтай, в 19.30 местного времени, произошло крушение вертолета Robinson R-66, регистрационный бортовой знак RA-06375, принадлежащего ООО «Алтай Авиа». На борту вертолета находились пять человек: командир воздушного судна и 4 пассажира, все — жители г. Москвы. По предварительной информации, через 1 минуту после взлета вертолета с береговой черты в районе кордона Кокши Телецкого озера произошло его столкновение с водной поверхностью на удалении около 1 км. от берега.
В ходе изучения всех обстоятельств и причин авиационного происшествия расследователи выявили ряд существенных нарушений, которые могли повлиять на развитие катастрофической ситуации:
1) Командир воздушного судна имел просроченное медицинское заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства пилота. В соответствии с требованиями воздушного законодательства, пилоты без медицинского заключения или с истекшим сроком действия медицинского заключения к выполнению полетов не допускаются.
2) Полет выполнялся над водами Телецкого озера. Технической документацией (карта данных к сертификату типа) вертолета R66 полеты над водной поверхностью без установленных поплавков запрещены. На данном вертолете поплавки установлены не были.
3) Полет производился в районе заповедника, где установлена так называемая зона ограничения полетов, в пределах которой полёты летательных аппаратов ограничены рядом условий (время, высота полёта и др.).
4) Экипаж не уведомил органы управления воздушным движением о намерении выполнять полет над заповедником и акваторией озера. Вместе с тем располагая уведомлением экипажа, диспетчеры владеют информацией о маршруте и времени полета. Таким образом, при развитии неблагоприятной ситуации с воздушным судном возможность получить своевременную помощь многократно возрастает. В случае с потерпевшим крушение R-66 поиски были организованы только благодаря очевидцу, сообщившему о катастрофе.