Российские конструкторы нацелены на создание легких вертолетов. Создание и реализация легких вертолетов оказывается зачастую непосильной задачей для российских конструкторов. «В России нет культуры разработки и производства таких вертолетов», – заявил гендиректор ООО «Вертолеты России» Андрей Шибитов на прошедшем в мае салоне HeliRussia. Единственной новинкой выставки был макет Ми-34С1 (Сапсан-1), 1,4-тонной модификации Ми-34.
Российские конструкторы нацелены на создание легких вертолетов. Создание и реализация легких вертолетов оказывается зачастую непосильной задачей для российских конструкторов. «В России нет культуры разработки и производства таких вертолетов», – заявил гендиректор ООО «Вертолеты России» Андрей Шибитов на прошедшем в мае салоне HeliRussia. Единственной новинкой выставки был макет Ми-34С1 (Сапсан-1), 1,4-тонной модификации Ми-34.
Учитывая всю важность этой рыночной ниши, российские компании запустили два года назад целых три программы: модернизация старого Ми-2, производство вертолета по современным технологиям (Ми-34) и создание наиболее инновационной и перспективной модели.
Первый и самый скромный этап – модернизация Ми-2 – был успешно завершен. Машина получила новые топливные баки и композитные лопасти винта. С 2008г. завод «Росвертол» обновил таким образом двадцать Ми-2. Тем не менее, второй этап – Ми-2А с двигателем Arrius 2Mi от Turbomeca или украинским АИ-450 – был заморожен в связи «неизвестными перспективами рынка». Другими словами, проект похоронило отсутствие заказов: он не смог справиться с конкуренцией со стороны польских Ми-2 Плюс (напомним, что хотя Ми-2 и был разработан в СССР, его производство осуществлялось исключительно на территории Польши).
Разработка вертолета Ми-34С также ведется в два этапа. На первой версии, Ми-34С1 стоит «улучшенный двигатель М9ФВ. Руководитель проекта Ми-34 Дмитрий Родин обещает, что Ми-34С1 будет на 20% дешевле Robinson R44, и полагает, что его машина вполне может завоевать 15% всего рынка легких вертолетов. Первый образец Ми-34С1 должен подняться в воздух в следующем году, тогда как серийное производство стартует с 2012г. Следующий шаг в эволюции модели, Ми-34С2 с двигателем Arrius 2F от Turbomeca все еще остается под вопросом. Как и в случае с Ми-2А все упирается в неизвестные перспективы рынка. Базовая версия Ми-34 (с двигателем М14В) появилась еще в 1986г., но так и не смогла стать массовой.
Андрей Шибитов рассказал также и о проекте разработки «инновационного» вертолета, который стартует в конце этого года. Непонятна пока даже точная взлетная масса будущей машины: известно только, что она будет меньше 2,5 т. Тендер на дизайн новой модели должен быть открыт уже в этом месяце. Участвовать в нем собираются три компании: «Камов», «Миль» и еще одно не названное пока предприятие. «Миль» предложит шестиместный Ми-44 в двух вариантах: Ми-44-1 с одним двигателем ВК-800В от «Климова» или Ми-44-2 с двумя двигателями АИ-450 от «Ивченко». Его взлетная масса равняется 2 720 кг. с 1 тонной полезного груза. Максимальная скорость машины составит 265 км/ч, а максимальное расстояние полета – 1050 км. для Ми-44-1 и 880 км. для Ми-44-2. Руководитель ОКБ «Миля» Алексей Самусенко объявил, что первый макет Ми-44 в натуральную величину появится на выставке в следующем году. При всем этом, отсутствие каких-либо значимых достижений в сфере производства легких вертолетов за последние годы заставляет сомневаться в реалистичности этих проектов… Тем более, что такие вертолеты как Robinson R22/R44, Agusta Westland AW109, Bell 206 и Eurocopter AS350 уже давно вышли на российский рынок. Петр Бутовский, Les Russes veulent voler léger, Air&Cosmos, Франция