HeliRussia 2019: итоги
С 16 по 18 мая в Москве в МВЦ «Крокус Экспо» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 2403-р от 30 октября 2017 года прошла XII Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2019. Организатором HeliRussia 2019 выступил Минпромторг России, выставка проведена по инициативе и при поддержке Ассоциации Вертолетной Индустрии. Устроитель выставки – компания «Русские Выставочные Системы». Титульным спонсором выставки вновь стал холдинг «Вертолеты России». В этом году проведение выставки получило поддержку финансового сектора: официальным спонсором стал Промсвязьбанк, стратегическим партнером – Банк ВТБ.
Ежегодно HeliRussia демонстрирует весь спектр продукции и услуг вертолетной индустрии, в ходе мероприятия проводится показ новинок и перспективных разработок. Выставка имеет высокий авторитет, привлекает внимание широкой аудитории к вертолетной индустрии и укрепляет имидж России как одного из мировых лидеров вертолетостроения. В этом году HeliRussia 2019 продемонстрировала высокий уровень и подтвердила свой авторитетный статус. Площадь крытой экспозиции выставки составила 12,255 кв. м., открытая зона для демонстрационных полетов – 1,800 кв. м. Мероприятие посетило около 12,000 человек, в программе выставки состоялось 60 мероприятий.
Экспозиция выставки собрала 234 компании, из них 49 зарубежных, из 20 стран: Австралии, Беларуси, Бельгии, Великобритании, Германии, Ирана, Италии, Испания, Канады, Ливии, Литвы, Мальты, России, Словакии, Финляндии, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и CША. При этом компании из Канады, Швейцарии и Швеции принимали участие в HeliRussia впервые, а французские предприятия вновь участвовали в рамках объединенного национального стенда.
На выставке было представлено 15 вертолетов. Центром внимания российской экспозиции стал «Ансат» — легкий двухдвигательный вертолет разработки и производства Казанского вертолетного завода, входящего в холдинг «Вертолеты России». Эта машина активно применяется в российской санитарной авиации и завоевывает все большее признание среди компаний-операторов. Впервые публика смогла увидеть «Ансат» в противопожарной конфигурации. Спецверсия была продемонстрирована компанией «Русские Вертолетные Системы». В состав оборудования вертолета вошли комплекс Fire Attack от Simplex Aerospace и внешний грузовой модуль. Система Fire Attack позволяет набирать воду из водоемов и сбрасывать ее с воздуха на очаги возгорания. Аналогичная модель успешно применяется на вертолетах типа Ка-32.
Simplex Fire Attack – не единственная новинка для «Ансата» в этом году. «Русские Вертолетные Системы», активно участвующие в реализации программы развития санитарной авиации, также представили вариант комплектования медицинского модуля вертолета кувезой для перевозки новорожденных детей. Кувезы применяются для создания оптимального температурного режима при транспортировке новорожденных. Необходимость включения такого оборудования в состав медицинского модуля отмечалась на выставке HeliRussia 2018.
Титульный спонсор выставки – холдинг «Вертолеты России» – представил проект модернизации вертолетов типа Ка-32 по проекту Ка-32А11М. Это первый за долгое время крупный проект модернизации вертолетов типа Ка-32, которые эксплуатируются более чем в 30 странах мира. Проект будет проводиться под управлением входящей в холдинг «Вертолетной сервисной компании» (ВСК). Технические решения в авионике обновленного Ка-32 уже апробированы на таких вертолетах как Ми-38 и Ка-62. Обновленный вертолет получит современное бортовое радиоэлектронное оборудование и более мощные двигатели ВК-2500ПС-02 от «Объединенной двигателестроительной корпорации».
Кроме того, будет модернизирована система пожаротушения вертолета Ка-32 – он получит новый водяной бак СП-32 отечественного производства. Новинка отличается от иностранных аналогов более выгодной ценой, вмещает 4 тонны воды, имеет цифровое управление и улучшенную эргономику при заборе и сливе воды. Кроме того, бак СП-32 может применяться в зимних условиях. Холдинг также представил стенд-демонстратор новой «стеклянной» кабины модернизированного вертолета Ка-32. Этот стенд, обладающий функционалом авиационного тренажера, пользовался особым вниманием у посетителей выставки.
На выставке HeliRussia регулярно демонстрируются модели в востребованном классе сверхлегких вертолетов. Новинкой этого года стал соосный вертолет R-34, разработанный компанией «Аэроэлектромаш» совместно с ОКБ «Ротор». Сверхлегкий вертолет R-34 построен с применением соосной схемы несущих винтов и является самым компактным, экономичным и малошумным вертолетом в своем классе. Вертолет оснащен бензиновым двигателем Rotax 915 мощностью 130 л. с., в конструкции применена бесшарнирная подвеска лопастей с композитным торсионом, а также парашютная спасательная система. Вертолет рассчитан на перевозку 2–3 человек и уже приступил к летным испытаниям. Ведутся работы созданию беспилотной версии R-34.
Также на своем стенде «Аэроэлектромаш» продемонстрировал вертолет-тренажер VA-115, разработки компании RotorSchmiede (Германия) и собственные проекты по созданию электродвигателей для малой авиации.
На HeliRussia 2019 состоялась премьера еще одной интересной новинки в сверхлегком сегменте – двухместного вертолета Zefhir итальянской компании CURTI Aerospace. Вертолет был представлен на стенде компании «Ситикоптер», которая входит в группу компаний Heliatica.
Мировая премьера модели состоялась в 2018 году. Это первый вертолет сверхлегкого класса, разработанный по нормам CS-27 Европейского агентства авиационной безопасности (EASA). В настоящее время завершается европейская сертификация модели.
Уникальность вертолета Zefhir состоит в том, что, будучи машиной сверхлегкого сегмента, этот вертолет оснащен газотурбинной силовой установкой TS100 от PBS Velka Bites (Чехия) с цифровой системой управления двигателем (FADEC). Вертолет имеет повышенную безопасность – на нем применена парашютная система спасения. Zefhir имеет композитный фюзеляж, энергопоглощающие шасси и кресла, авионику со «стеклянной кабиной». Максимальный взлетный вес – 700 кг.
Европейский концерн Airbus Helicopters впервые показал вертолет Н135 с комплексом авионики Helionix. Н135 – признанный лидер в своем классе и самая популярная в мире модель для санитарной авиации. На сегодняшний день порядка 1200 двухдвигательных вертолетов этого семейства эксплуатируется более чем 300 операторами в 60 странах. Общий налет мирового парка этих машин превышает 4,2 миллиона часов.
Авионика Helionix разработана компанией для повышения безопасности полетов и расширения диапазона эксплуатационных возможностей вертолета. Новое бортовое оборудование повышают ситуационную осведомленность и снижают нагрузку на пилота.
Также стенд компании Airbus Helicopters включил специальную демонстрационную зону HCare, где можно получить самую полную информацию по разнообразным цифровым решениям в области послепродажного обслуживания.
Американский производитель Bell представил свою самую актуальную модель – вертолет Bell 505 Jet Ranger X с VIP салоном от Mecaer. Bell 505 Jet Ranger X – легкий пятиместный вертолет, зарабатывающий все большую популярность по всему миру.
Первая демонстрация этого вертолета в виде полноразмерного макета состоялась в России на HeliRussia 2015, а премьера серийной модели прошла на выставке HeliRussia в прошлом году. Bell 505 имеет полностью интегрированную «стеклянную кабину» для уменьшения нагрузки на пилота, авионику Garmin G1000H и предоставляет отличный обзор для экипажа. Вертолет оснащен силовой установкой Arrius 2R от Safran.
Салон от Mecaer Aviation Group обеспечивает пассажирам повышенный уровень комфорта. На выставке также состоялась торжественная передача сертификата первому российскому покупателю вертолета Bell 505 Jet Ranger X. Поставки машины осуществляет официальный представитель Bell в России — компания Jet Transfer.
На HeliRussia 2019 был представлен средний многоцелевой вертолет Leonardo Helicopters AW139 в VIP-конфигурации. Этот вертолет входит во флагманскую линейку машин семейства AW169/AW139/AW189 от итальянской компании, объединенных общей конструкторской и эксплуатационной логикой. Дилером вертолетов Leonardo в России является компания Exclases Group, которая также выступила партнером выставки.
Вертолеты AW139 производятся в России на совместном российско-итальянском предприятии HeliVert, учредителями которого являются Leonardo Helicopters и холдинг «Вертолеты России». Всего с 2012 года российские заказчики получили более 30 вертолетов AW139 российского и итальянского производства.
На выставке были также продемонстрированы два вертолета Robinson R66, один из которых представил комплекс «Хелипорты России», занимающийся поставкой и обслуживанием зарубежной вертолетной техники, а также предлагающий услуги по обучению пилотированию.
Помимо этого, посетители выставки смогли увидеть вертолеты Airbus Helicopters EC135, Bo-105, а также Ми-2 в обновленном варианте с двигателем АИ-450М-Б от компании «Борисфен».
HeliRussia ежегодно демонстрирует широту и многообразие авиадвигателей, авиационного оборудования, радиоэлектроники, вспомогательных систем. Несмотря на то, что ключевую роль в этой части экспозиции занимают предприятия государственной корпорации «Ростех», на выставке были широко представлены существующие и перспективные проекты сравнительно небольших российских и зарубежных производителей.
Сервисная составляющая играла большую роль в экспозиции холдинга «Вертолеты России» на HeliRussia 2019. В состав холдинга входит 7 сервисных предприятий и специализированная управляющая компания. На выставке «Вертолеты России» представили новую стратегию развития ППО гражданской российской вертолетной техники, разработанную «Вертолетной сервисной компанией» (ВСК). Стратегия включила в себя портфель услуг под названием «ВР Поддержка» (RH Support). Этот формат позволяет формировать пакет услуг, соответствующий требованиям эксплуатации вертолетной техники на протяжении всего жизненного цикла.
Пакетные решения позволят получить всем заказчикам «Вертолетов России» полный спектр услуг: материально-техническое обеспечение, включая доступ к пулу запчастей (возвратно-обменный фонд), техобслуживание и ремонт вертолетной техники, техподдержку и доступ к эксплуатационной документации. Задача пакетных решений — обеспечить заданный уровень исправности вертолетной техники и контроль уровня расходов на ее эксплуатацию.
Следует отметить, что в рамках новой стратегии ППО холдинга «Вертолеты России» техническое обслуживание и ремонт вертолетов может осуществляться не только на авиаремонтных заводах и организациях, находящихся в управлении ВСК, но и силами выездных бригад и авторизированных сервисных центров за пределами России. Для обеспечения эксплуатации вертолетов было создано и авторизовано более 20 центров ТОиР в странах СНГ, Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке.
Еще один из инновационных проектов в области сервиса, представленных холдингом на HeliRussia 2019 – дистанционная система обучения Learning Management System. Она позволяет вести подготовку инженерно-технического персонала в режиме онлайн. После завершения такого обучения для получения сертификата специалисту необходимо пройти только практическую часть и тестирование в учебном центре холдинга.
В этом году на выставке HeliRussia 2019 впервые представлена экспозиция «Вертолетная площадка в деталях», на которой наглядно продемонстрировано оснащение вертодромов.
Компания «Аэротема» показала новую разработку – надземные огни ОВП-2. Эта модель является перспективным развитием огней предыдущей серии (ОВП-1) и предназначается для оборудования вертодромов и посадочных площадок для вертолетов в качестве огней комплекса светосигнального оборудования.
В рамках экспозиции свои возможности в области производства, монтажа светодиодного, светосигнального, метеорологического и прочего оборудования для вертодромов и посадочных площадок продемонстрировала компания «Вельтпласт».
«Русские Вертолетные Системы» показали разработанный компанией автономный мобильный комплекс светотехнического оборудования для обеспечения взлета и посадки вертолетной техники в темное время суток. Одно из заметных преимуществ разработки – скорость установки: время разворачивания комплекса всего 5 минут.
Как всегда, на HeliRussia 2019 демонстрируется спектр новинок и разработок из области беспилотных систем. На выставке показано 8 крупных БЛА. Примечательно, что в экспозиции выставки в этом году показано сразу два гибридных беспилотника.
Традиционно на HeliRussia 2019 был подписан ряд важных документов. Холдинг «Вертолеты России» и авиакомпания «Полярные авиалинии» подписали соглашение на поставку семи вертолетов «Ансат». Первая поставка запланирована на 2021 год.
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) подписала ряд соглашений с российскими авиакомпаниями. Так, был подписан договор лизинга вертолета Ми-8АМТ с Авиакомпанией «Ельцовка» и соглашение о намерениях заключения договора лизинга на вертолет Ми-8МТВ-1 с «НПК «ПАНХ».
Компания «Русские Вертолетные Системы» заключила два международных контракта. Договор с португальской PBS Aviation регламентирует организацию поставок вертолетных услуг «РВС» в рамках международных гуманитарных проектов, реализуемых под эгидой ООН. «РВС» и южнокорейская Sharp Aviation подписали меморандум о намерениях предоставления четырех российских вертолетов Ми-8МТВ и четырех вертолетов «Ансат» для пассажирских перевозок и пожаротушения в Южной Корее.
«ЮТэйр-Инжиниринг» и «ОДК-Климов» подписали дистрибьюторский договор на послепродажное обслуживание вертолетных двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 в России на базе совместного Центра среднего ремонта двигателей, открытого в 2018 году в Тюмени. В прошлом году Центр отремонтировал 12 двигателей ТВ3-117ВМ, а специалисты «ЮТэйр-Инжиниринг» одними из первых освоили обслуживание нового вертолетного двигателя ВК-2500.
«ЮТэйр-Инжиниринг» и «Вертолетная сервисная компания» холдинга «Вертолеты России» заключили договор на ремонт крупной партии авиационно-технического имущества. Сервисные предприятия холдинга проведут ремонт 19 редукторов ВР-14/ВР-8А, а также 5 двигателей ТВ3-117ВМ.
Компания Safran Helicopter Engines заключила контракт с российской компанией «Ситикоптер», по которому та становится официальным дистрибьютером французских двигателей семейств Arriel и Arrius в России и СНГ. На текущий момент в России применяется порядка 150 вертолетных двигателей производства Safran, преимущественно на моделях зарубежного производства. Однако двигатели Safran также устанавливаются на Ка-226Т и перспективный Ка-62. Компания прогнозирует рост числа своих двигателей в российском гражданском секторе.
Компании «Авиазапчасть» и RotorSchmiede подписали дистрибьюторское соглашение, предусматривающее реализацию и послепродажное обслуживание представленного на выставке вертолета VA-115 в России и за рубежом.
Деловая программа выставки HeliRussia традиционно имеет высокую важность. В этом году одними из наиболее важных деловых мероприятий стали 11-я Международная конференция «Рынок вертолетов: реалии и перспективы» и дискуссия «Финансовые инструменты для вертолетной отрасли». Партнером организации деловой программы выставки стала группа компаний Petroglyph – поставщик минеральной воды.
Международная конференция «Рынок вертолетов: реалии и перспективы» является одной из «визитных карточек» выставки HeliRussia и предлагает участникам по истине уникальные и нигде более не публикуемые данные по состоянию и перспективам роста российского рынка гражданских вертолетов. На мероприятии выступили: Александр Евдокимов, генеральный директор Компании Jet Transfer, официального представителя Bell, Cessna Aircraft и Beechcraft в России; Пауло Менегуссо, директор по маркетингу Honeywell Analytics; Пол де Йонге ван Эльмет, вице-президент компании Leonardo Helicopters; Михаил Казачков, председатель Правления Ассоциации Вертолетной Индустрии; Олег Ландин, директор по маркетингу и развитию бизнеса холдинга «Вертолеты России»; Сергей Клочков, заместитель коммерческого директора Airbus Helicopters Vosyok. Модератор конференции — Олег Пантелеев, глава аналитической службы Отраслевого агентства «АвиаПорт». Организаторы конференции – Ассоциация Вертолетной Индустрии, «Авиапорт» и «ЭГО Транслейтинг СБ».
В ходе конференции отмечено, что естественное выбытие вертолетов Ми-8Т(П) и Ми-2 успешно компенсируется поставками новых Ми-8МТВ/АМТ и «Ансат». Даже без искусственных ограничений – выбытие вертолетов будет так или иначе продолжаться. Ведущим драйвером пополнения российского авиапарка остается программа санитарной авиации. Также специалисты отметили, что в настоящее время наблюдается определенное насыщение рынка вертолетами, и развития поставок следует ждать только с появлением новых моделей вертолетов.
Что касается цифр, то по озвученным Пауло Менегуссо оценкам, на мировой рынок будет поставляться 765 газотурбинных вертолетов ежегодно, а за 10 лет будет поставлено порядка 8,600 таких машин. Оценки холдинга «Вертолеты России» практически совпадают с этими цифрами: по оценкам холдинга, до 2028 года среднее количество продаваемых вертолетов с газотурбинными двигателями будет увеличиваться примерно на 2% ежегодно и в конце составит около 860 машин. Более половины рынка займут легкие однодвигательные вертолеты, а 22% всех продаж придется на вертолеты взлетной массой 2-4 тонны с двумя двигателями. Именно для удовлетворения этих заказчиков «Вертолеты России» предлагают вертолеты «Ансат» и новый VRT500.
Дискуссия «Финансовые инструменты для вертолетной отрасли» стала первым подобным мероприятием в программе выставки HeliRussia. Дискуссия организована Ассоциацией Вертолетной Индустрии как обмен мнениями по вопросам работы основных инструментов финансирования вертолетной индустрии.
Одним из ключевых докладчиков дискуссии выступила директор по стратегии и развитию компании «РВС-ХОЛДИНГ», кандидат экономических наук Наталья Трофимова. Она представила участникам встречи доклад на тему «Финансирование вертолетной индустрии: условия рынка и специфика отрасли». В продолжение темы выступил директор департамента авиационной промышленности Минпромторга России Дмитрий Лысогорский. Кандидат юридических наук, доцент кафедры Финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, Александр Карташов представил актуальный свод налоговых льгот, призванных стимулировать развитие отечественной авиационной отрасли.
О развитии услуг лизинга продукции отечественного вертолетостроения рассказал директор Дирекции воздушного транспорта «ГТЛК» Андрей Бердников. С докладами также выступили начальник Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №6 Дмитрий Казанский, директор по работе с крупными корпоративными клиентами «Альфа-Лизинг» Андрей Доминов, директор департамента по работе с крупнейшими клиентами «Сбербанк Лизинг» Павел Пискун, директор департамента развития процессов и продуктов «Промсвязьбанк» Дмитрий Туманский, руководитель департамента продаж СК «Сбербанк страхование» Николай Конорев и вице-президент Дирекции по работе с крупными клиентами САО «ВСК» Руслан Кубарев. Модератором мероприятия выступил заместитель директора группы корпоративных рейтингов Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства Александр Гущин.
Помимо прочего, Ассоциация Вертолетной Индустрии провела на выставке открытое заседание технического комитета АВИ на тему «Совершенствование регламентов технического обслуживания как элемент повышения конкурентоспособности отечественных вертолетов» и семинар «Военная приемка АТИ в гражданской авиации: вопросы и ответы».
На заседании ТК АВИ специалисты вертолетной отрасли, действующие и потенциальные покупатели вертолетов российского производства смогли узнать о долгожданном создании нового регламента для моделей Ми-8АМТ/МТВ, построенного на самых современных принципах и повышающего эффективность их технического обслуживания.
На HeliRussia 2019 проведены другие актуальные мероприятия: IV Конференция по беспилотной авиации, II Всероссийская Конференция по развитию сельскохозяйственной авиации, VII Научно-практическая конференция «Авиационное бортовое оборудование», конференции «Современные тенденции развития услуг послепродажного обслуживания российской вертолетной техники», «Современные методики спасательных операций».
На учащихся старших классов была ориентирована презентация «Подготовка инженерных кадров для вертолетной отрасли на кафедре «Проектирование вертолетов» Московского Авиационного Института – кузницы кадров российского вертолетостроения. Выпускники факультета трудоустраиваются как на конструкторские бюро «Камов» и МВЗ им. М.Л. Миля, так и на вертолетные заводы по всей стране.
ВЦМК «Защита» провела мастер-класс по оказанию первой помощи – посетители выставки смогли наглядно познакомиться с алгоритмами действий при несчастных случаях и травмах и задать вопросы специалистам. Подобные мероприятия играют значительную роль в повышении уровня подготовки обычных людей к правильным действиям в экстренных ситуациях.
На сцене выставки состоялась торжественная церемония передачи двух вертолетов Ми-8АМТ производства холдинга «Вертолеты России» «Государственной транспортной лизинговой компанией» оператору – компании «Русские Вертолетные Системы».
В свою очередь, компания «Русские Вертолетные Системы» передала комплекты светотехнического оборудования для обеспечения ночного взлета и посадки вертолетов Волгоградскому и Нижегородскому центрам медицины катастроф для обеспечения круглосуточной работы санитарных вертолетов.
На выставке проведена торжественная церемония награждения победителей и лауреатов международного фотоконкурса «Красота винтокрылых машин». Ежегодный спутник выставки, этот конкурс проводится уже 12-й раз подряд. За время проведения конкурс заслужил высокую репутацию и привлек широкий интерес. В этом году на конкурс было подано 365 работ от 85 участников из разных стран.
В этом году впервые прошел конкурс детского рисунка «Волшебный вертолет». Для участия направлены 243 работы, из 17 регионов России. HeliRussia активно продвигает интерес к вертолетной индустрии как среди учащихся, так и среди самых маленьких посетителей, а конкурс рисунка на вертолетную тематику стал объединяющим мероприятием для детей сразу нескольких возрастных категорий.
В следующем году выставка продолжит свою работу. HeliRussia 2020 запланирована на 21-23 мая.